Перечень вопросов тестирования и практических заданий квалификационного экзамена, проводимого при аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков Калужской области
Скачать весь Перечень вопросов тестирования и практических заданий в формате *.pdf
Утверждён приказом
министерства культуры и туризма
Калужской области
от 26 января 2023 года №38
ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕСТИРОВАНИЯ
1. Кто является туристом?
- лицо, заказывающее туристский продукт от имени туриста, в том числе законный представитель несовершеннолетнего туриста;
- лицо, посещающее страну (место)временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте)временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте)временного пребывания;
- лицо, посещающее страну (место)временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте)временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида- переводчика.
2. Кто является экскурсантом?
- лицо, посещающее страну (место)временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте)временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте)временного пребывания;
- лицо, посещающее страну (место)временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте)временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида- переводчика, инструктора-проводника;
- турист или иное лицо, заказывающее туристский продукт от имени туриста, в том числе законный представитель несовершеннолетнего туриста.
3. Кто является экскурсоводом (гидом)?
- лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, прошедшее аттестацию и свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для оказания туристам (экскурсантам)услуг гида-переводчика по ознакомлению туристов (экскурсантов)с объектами показа, сопровождению туристов (экскурсантов)и информированию туристов (экскурсантов)по пути следования по туристскому маршруту;
- лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, прошедшее аттестацию и оказывающее услуги по ознакомлению туристов (экскурсантов)с объектами показа, сопровождению туристов (экскурсантов)и информированию туристов (экскурсантов)по пути следования по туристскому маршруту;
- лицо, прошедшее аттестацию, сопровождающее туристов (экскурсантов)и обеспечивающее их безопасность при прохождении туристских маршрутов, требующих специального сопровождения (далее - туристский маршрут, требующий сопровождения инструктором-проводником).
4. Кто является гидом-переводчиком?
- лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, прошедшее аттестацию и оказывающее услуги по ознакомлению туристов (экскурсантов)с объектами показа, сопровождению туристов (экскурсантов)и информированию туристов (экскурсантов)по пути следования по туристскому маршруту;
- лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, прошедшее аттестацию и свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для оказания туристам (экскурсантам)услуг гида-переводчика по ознакомлению туристов (экскурсантов)с объектами показа, сопровождению туристов (экскурсантов)и информированию туристов (экскурсантов)по пути следования по туристскому маршруту;
- лицо, прошедшее аттестацию, сопровождающее туристов (экскурсантов)и обеспечивающее их безопасность при прохождении туристских маршрутов, требующих специального сопровождения (далее - туристский маршрут, требующий сопровождения инструктором-проводником).
5. Туристский маршрут это:
- комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или)других услуг)по договору о реализации туристского продукта;
- путь следования туристов (экскурсантов), включающий в себя посещение и (или)использование туристских ресурсов.
- туристский маршрут, имеющий особое значение для развития внутреннего туризма и въездного туризма и определяемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
6. Национальный туристский маршрут это:
- комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или)других услуг)по договору о реализации туристского продукта;
- туристский маршрут, имеющий особое значение для развития внутреннего туризма и въездного туризма и определяемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации;
- путь следования туристов (экскурсантов), включающий в себя посещение и (или)использование туристских ресурсов.
7. Общим признаком экскурсии является:
- протяженность во времени менее одного академического часа (45 мин.);
- целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы;
- демонстрация действующих объектов.
8. Экскурсионным методом является:
- форма распространения знаний и воспитания;
- совокупность методических приемов, которые применяются на экскурсиях;
- выбор в наблюдаемых объектах самого важного и существенного.
9. Что является контрольным текстом экскурсии:
- сведения, характеризующие экскурсионный объект;
- подобранный и выверенный по источникам материал, раскрывающий тему;
- рекомендации по проведению экскурсии.
10. Какой вид наглядности преобладает в архитектурно-градостроительной экскурсии?
- натурная наглядность;
- изобразительная и словесно-образная наглядность;
- словесно-образная наглядность.
11. Что включает в себя понятие «психологическая культура речи»?
- грамматическую и стилистическую выразительность;
- культуру словаря;
- стилистическую культуру речи.
12. Должен ли язык экскурсовода отвечать критерию ясности?
- должен;
- не должен;
- не всегда должен.
13. Культура речи включает в себя:
- содержательность;
- культура жестов и мимики;
- воздействие речи.
14. Что подразумевает необычность (экзотичность)объекта?
- связь объекта с конкретным историческим событием;
- популярность среди населения;
- особенность памятника истории и культуры.
15. Ответы на вопросы экскурсантов являются:
- методикой проведения экскурсии;
- техникой ведения экскурсии.
16. Ставит ли реконструктивный рассказ своей задачей восстановить перед мысленным взором слушателей той или иной предмет в первоначальном виде?
- да;
- нет.
17. Что является видом классификации экскурсионных объектов?
- по степени сохранности;
- по известности объектов;
- по познавательной ценности.
18. Какой вид наглядности преобладает в литературной экскурсии?
- натурная наглядность;
- словесно-образная наглядность;
- изобразительная и словесно-образная наглядность.
19. Какой вид деятельности характерен для экскурсовода как педагога?
- конструктивный;
- абстрактный;
- ассоциативный.
20. В чем состоит цель паузы в экскурсии?
- знакомство экскурсовода с группой;
- предоставить экскурсантам кратковременный отдых;
- предоставить экскурсоводу возможность сообщить дополнительные сведения экскурсанту.
21. В чем заключается задача приема новизны материала?
- помочь экскурсантам стать участниками того события, которому посвящена экскурсия;
- привлечь внимание экскурсанта к объекту показа, сделать восприятие наблюдаемого более эффективным;
- предоставить возможность воссоздать картину событий.
22. Что является основой рассказа в экскурсии?
- методическая разработка;
- «Портфель экскурсовода»;
- индивидуальный текст экскурсии.
23. Что представляет собой осмотр в экскурсии?
- многоплановый процесс извлечения зрительной информации из объектов;
- поверхностное внеплановое знакомство с памятниками;
- пассивное восприятие объектов.
24. Чем характеризуется критерий точности речи?
- доходчивостью и доступностью речи для аудитории;
- соответствием содержания речи мыслям экскурсовода;
- логически оправданным использованием языковых средств.
25. Что такое прием объяснения?
- форма изложения материала;
- прием, построенный на определении отличительных свойств и качеств предмета;
- прием, построенный на оказании помощи в правильном отображении объекта в сознании экскурсантов.
26. В чем состоит заключительная ступень подготовки новой экскурсии?
- в приеме экскурсии на маршруте;
- в обработке фактического материала;
- В написании экскурсоводом индивидуальных текстов.
27. Какой прием относится к особым методическим приемам в экскурсии?
- прием отступления;
- прием исследования;
- прием проблемной ситуации.
28. Одним из видов психических процессов в экскурсиях является:
- рассеянность;
- мышление;
- сосредоточенность.
29. Прием зрительной реконструкции - это:
- прием, дающий возможность экскурсантам наблюдать вид местности;
- прием, широко используемый при показе памятных мест, где проходили военные сражения;
- прием, предусматривающий переход от общего к частному.
30. Что является этапом становления профессии экскурсовода?
- овладение системой знаний по специальности;
- усвоение основ профессионального мастерства;
- проведение экскурсий.
31. Как называются жесты, которые помогают экскурсантам мысленно представить внешний вид утраченного здания?
- указательные;
- пространственные;
- реконструирующие.
32. Что предусматривают коммуникативные качества речи?
- употребление словесных штампов;
- точность речи;
- чрезмерное употребление специальных терминов.
33. Какие данные вносятся в карточку объектов?
- историческое событие, с которым связан памятник;
- только современное название объекта;
- только первоначальное название объекта.
34. Какие указания выделяют среди групп указаний экскурсовода?
- предлагающие предварительно изучить особенности объекта;
- рекомендующие сравнить данный объект с каким-либо другим;
- предлагающие самостоятельно рассмотреть объект.
35. Как называется прием, построенный на сравнении зрительно воспринимаемой информации?
- прием контраста;
- прием отступления;
- комментирующий прием.
36. В каких экскурсиях применяются конструктивные жесты?
- в архитектурно-градостроительных:
- в производственно-исторических:
- в историко-театральных.
37. В чем состоит задача «портфеля экскурсовода»?
- в отборе правил техники ведения экскурсии;
- в определении приемов сохранения внимания;
- в восстановлении недостающих звеньев при показе.
38. Какие виды экскурсий выделяют в соответствии с классификацией экскурсий по содержанию?
- обзорные экскурсии;
- городские экскурсии;
- экскурсии-спектакли.
39. Какие существуют формы проведения экскурсий?
- экскурсия-консультация;
- экскурсия в исторические музеи;
- комплексная экскурсия.
40. Что предполагает экскурсия как форма общения?
- взаимосвязь и взаимодействие субъектов (экскурсовода и экскурсантов)на основе их совместной деятельности;
- повышение уровня знаний по истории, архитектуре, литературе и другим отраслям знания;
- ряд действий - подготовка и проведение экскурсии.
41. Что такое композиция экскурсии?
- предмет показа и рассказа;
- замысел экскурсии;
- расположение, последовательность и соотношение подтем экскурсии.
42. Какие специфические способности характерны для экскурсовода?
- организаторские способности;
- умственная активность;
- настойчивость.
43. Какой логический переход в экскурсии являются наиболее эффективным?
- формальный переход;
- переход, увязанный с темой;
- формальный переход и переход, увязанный с темой, имеют одинаковую эффективность.
44. Что относится к техническим средствам наглядности?
- примеры и факты;
- кинофильмы, диафильмы, магнитофонные записи;
- дополнительный иллюстративный материал.
45. Достижению какой цели способствует использование экскурсоводом при рассказе наиболее популярных приемов?
- снижению качества проводимых экскурсий;
- повышению качества проводимых экскурсий;
- наиболее популярные приемы не влияют на цели экскурсий.
46. Какой вид наглядности преобладает в исторической экскурсии?
- натурная наглядность;
- изобразительная и словесно-образная наглядности;
- словесно-образная наглядность.
47. Чем характеризуется непроизвольное внимание?
- волевыми усилиями;
- пассивностью;
- активностью.
48. Какие ступени показа существуют?
- внимательный взгляд на объекты без подсказки и руководства со стороны;
- обобщение увиденного и услышанного от экскурсовода;
- выбор точки показа.
49. Что включает в себя определение методических приемов проведения экскурсии?
- определение приемов сохранения внимания;
- определение темы экскурсии;
- составление наглядного пособия.
50. Что означает критерий чистоты речи?
- доходчивость и доступность речи для аудитории;
- соответствие содержания речи мыслям экскурсовода;
- логически оправданное использование языковых средств.
51. Что представляет собой методическая разработка экскурсии?
- подготовку контрольного текста экскурсии;
- условное наименование наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии;
- документ, определяющий, как провести экскурсию.
52. Какой метод используется в рассказе экскурсовода?
- метод суждений;
- словесный метод;
- метод умозаключений.
53. Какой документ не является обязательными для каждой темы экскурсии?
- список литературы по теме;
- список экскурсоводов, которые проводят экскурсию;
- список экскурсантов.
54. Как связаны между собой методический прием и навык ведения экскурсии?
- не связаны между собой;
- неразрывно связаны;
- могут быть как связаны, так и не связаны, в зависимости от ситуации.
55. С какой целью используется указательный жест?
- дать представление о границах осматриваемого объекта;
- переключить внимание экскурсантов с одного объекта на другой;
- подчеркнуть особенности конструкции.
56. Какие практические методы используются в процессе экскурсии?
- самостоятельная работа экскурсантов над усвоением материала;
- устное изложение материала;
- метод аналогии.
57. Какой прием относится к методическим приемам рассказа?
- прием переключения внимания;
- прием абстрагирования;
- прием характеристики.
58. Что из нижеперечисленного является функцией экскурсии?
- идейность;
- связь теории с жизнью;
- научная пропаганда.
59. Перечислите задачи показа:
- показать объекты такими, какими они были в период описываемого события;
- оживить экскурсию, активизировать экскурсантов;
- дать возможность самостоятельного наблюдения экскурсантами достопримечательностей.
60. В зависимости от содержания экскурсии подразделяются на:
- обзорные и пешеходные;
- музейные и уличные;
- обзорные и тематические.
61. Что включают в себя факторы экскурсоводческого мастерства, зависящие от экскурсовода?
- уровень методической документации;
- владение методикой;
- отбор объектов показа.
62. Что включает в себя словесно-образная наглядность?
- примеры и факты;
- натуральные предметы;
- дополнительный иллюстративный материал.
63. В чем заключается предварительная ступень при подготовке к экскурсии?
- в отборе объектов для экскурсии;
- в обработке фактического материала;
- в написании экскурсоводом индивидуальных текстов.
64. Как называется прием показа, при котором группа находится в месте расположения объекта, экскурсанты самостоятельно знакомятся с рассматриваемым объектом, экскурсовод дает вступительное слово и направляющее группу?
- прием предварительного осмотра;
- прием программного показа;
- прием зрительной реконструкции.
65. Как называется прием показа, который характеризуется тем, что в процессе сравнения отдельных частей объекта показа мысленно воссоздается его целостность, сводятся все подмеченные особенности воедино?
- прием предварительного осмотра;
- прием интеграции:
- прием зрительной реконструкции.
66. Как называется прием рассказа, который характеризуется тем, что экскурсовод уходит от темы: читает стихотворения, приводит примеры из личной жизни, передает содержание художественного произведения, причем делает это для снятия усталости экскурсантов?
- прием проблемной ситуации;
- прием отступления;
- прием ссылки на очевидцев.
67. Для какой возрастной категории экскурсантов предпочтительно при проведении экскурсии использование призов и/или словесного поощрении; использование кукол или игрушек; интерактивные формы экскурсий?
- для дошкольников и младших школьников;
- для подростков;
- для взрослых.
68. Для какой возрастной категории экскурсантов предпочтительно организация командной работы; построение диалога на равных; использование раздаточного материала с заданиями?
- для дошкольников и младших школьников;
- для подростков;
- для взрослых.
69. Кто из советских археологов проводил раскопки на территории Калужской области в 1960-е годы?
- Т.Н. Никольская;
- М.В. Фехнер;
- Г.М. Морозова.
70. В состав какого княжества входила территория, занимаемая Калужской областью, в Х-ХII в.?
- Литовского;
- Черниговского;
- Московского.
71. К какому году относится первое упоминание о городе Воротынске?
72. К какому году относится первое упоминание о городе Боровске?
73. К какому году относится первое упоминание о городе Козельске?
74. К какому году относится первое упоминание о селе Перемышль?
75. К какому году относится первое упоминание о городе Малоярославце?
76. Назовите вид документа, в котором в 1371 г. упоминается город Калуга:
- завещание;
- договор;
- грамота.
77. Назовите вид документа, в котором в 1389 г. упоминается город Калуга.
- духовная грамота;
- жалоба;
- договор.
78. Сколько раз город Калуга меняла свое месторасположение?
- 2;
- 4;
- 6.
79. На какой реке находилось первое известное калужское городище?
- Угра;
- Ока;
- Калужка.
80. В каком году город Калуга была впервые упомянута в письменных источниках?
81. Каким оврагом не была ограничена Калужская крепость?
- Березуевским;
- Жировским;
- Городенским.
82. Сколько башен имела Калужская крепость?
- 10;
- 12;
- 14.
83. Что располагалось между Калужской крепостью и посадом?
- река;
- торговая площадь;
- церковь.
84. Какая река упоминается в русских летописях, повествующих о событиях 1480 г.?
- Ока;
- Угра;
- Калужка.
85. Между чьими войсками происходило противостояние на реке Угре?
- Ивана III и Ахмата;
- Ивана IV и Казимира;
- Ивана III и Батыя.
86. В каком году произошло противостояние на реке Угре?
87. Чему положило окончание противостояния на реке Угре?
- междуусобным войнам княжеств;
- войне с Литвой;
- татаро-монгольскому игу.
88. Что сделал И.И. Болотников с Калужской крепостью?
- сжег;
- укрепил;
- разрушил.
89. В какой период И.И. Болотников пребывал в Калуге?
90. Куда прибыл Лжедмитрий II из Тушина?
- в город Калугу;
- в Лаврентьевский монастырь;
- в Пафнутьевский монастырь.
91. Какой монастырь основал Симеон Калужский?
- Лаврентьевский монастырь;
- Малоярославецкий Черностровский монастырь;
- Крестовский монастырь.
92. В каком году был основан Свято-Пафнутьев Боровский монастырь?
93. Где содержался в заточении Протопоп Аввакум?
- в Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре;
- в остроге г. Боровска;
- в остроге г. Калуги.
94. Где содержались и умерли Боярыня Морозова и княгиня Урусова?
- в Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре,
- в остроге г. Боровска,
- в Лаврентьевском монастыре.
95. В каком году была проведена первая административно-территориальная реформа Петра I?
96. В каком году была проведена вторая административно-территориальная реформа Петра I?
97. В состав какого округа вошла Калужская провинция в 1708 году по административно-территориальной реформе?
- Калужского округа;
- Московской губернии;
- Калужской губернии.
98. Какой завод посетил Петр I в 1724 году в Калужской провинции?
- Истьинский завод;
- Дугнинский завод;
- Песоченский завод.
99. Кому из купцов в 1718 году царь Петр I издал указ о строительстве бумажной и полотняной фабрик?
- Т.Ф. Карамышеву;
- А.А. Гончарову;
- Г. И. Щепочкину.
100. Какое административное образование создано по второй административно-территориальной реформе Петра 1 на территории современной Калужской области?
- Калужская губерния;
- Калужская провинция;
- Калужский округ.
101. Когда вышли Указы Екатерины II об образовании Калужского наместничества?
102. В каком году Екатерина II посетила город Калугу?
103. В каком году было восстание ромодановских крестьян?
104. Когда состоялось открытие Калужского наместничества?
105. Сколько уездов было в составе Калужское наместничества в 1777 г.?
- 10 уездов;
- 12 уездов;
- 14 уездов.
106. Сколько уездов было в составе Калужской губернии в 1797 г.?
- 7 уездов;
- 9 уездов;
- 11 уездов.
107. Кто был первым Калужским генерал-губернатором?
- М.Н. Кречетников;
- А.П. Лецкой (Лецкий);
- П.Р. Никитин.
108. Кто был первым Калужским гражданским губернатором?
- М.Н. Кречетников;
- А.П. Лецкой (Лецкий);
- П.Р. Никитин.
109. При участии какого губернатора в Калужской губернии была проведена реформа 1861 г.?
- Д.Н. Толстого;
- В.А. Арцимовича;
- Э.В. Лерхе.
110. Кто из архитекторов родился на территории современной Калужской области?
- В.И. Баженов;
- И.Д. Ясныгин;
- П.Р. Никитин.
111. Кто был первым Калужским архитектором?
- М.Н. Кречетников;
- И.Д. Ясныгин;
- П.Р. Никитин.
112. Кто был автором проекта Троицкого собора в Калуге?
- И.Д. Ясныгин;
- П.Р. Никитин;
- автор неизвестен.
113. В каком году был утвержден генеральный план застройки г. Калуги?
114. Кто был автором проекта Каменного моста в г. Калуге?
- И.Д. Ясныгин;
- П.Р. Никитин;
- автор неизвестен.
115. Кто был автором проекта Гостиного двора в г. Калуге?
- И.Д. Ясныгин;
- П.Р. Никитин;
- автор неизвестен.
116. В каком году была открыта Калужская мужская гимназия в г. Калуге?
117. Какое имение принадлежало Е.Р. Дашковой?
- Белкино;
- Троицкое;
- Городня.
118. В каком имении после ссылки проживал А.Н. Радищев?
- в Белкино;
- в Немцово;
- в Авчурино.
119. Кому принадлежало имение Березичи?
- Оболенским;
- Толстым;
- Голициным.
120. Кому принадлежало имение Белкино?
- Обнинским;
- Чичериным;
- Оболенским.
121. Кому принадлежало имение Городня?
- Чичериным;
- Голицыным;
- Бутурлиным.
122. В каком своем имении Д.М. Полторацкий вводил сельскохозяйственные новшества?
- Городня;
- Авчурино;
- Троицкое.
123. Кто спас знамя полка в Аустерлицком сражении?
- С.А. Старичков;
- П.И. Сорока;
- О.И. Потресов.
124. Когда произошло Тарутинское сражение?
- 1 октября 1812г.;
- 5 октября 1812г.;
- 6 октября 1812 г.
125. Когда произошло Малоярославецкое сражение?
126. Кто из генералов погиб в ходе Тарутинского сражения?
- К.Ф. Багговут;
- П.И. Багратион;
- А.Ж. Дельзон.
127. В каком году сложился Мальцовский промышленный округ?
128. Кто владел бумажными фабриками в Медынском уезде?
- Говард;
- Товарков;
- Мальцов
131. Кто из декабристов проживал в г. Калуге после амнистии?
- Е.П. Оболенский, Г.С. Батеньков. П.Н. Свистунов;
- С.П. Трубецкой, Г.С. Батеньков, С.Г. Волконский;
- Н.М. Муравьев, Г.С. Батеньков. П.Н. Свистунов.
130. Какой банк в Калуге был открыт при содействии Калужского земства?
- Госбанк;
- Крестьянский поземельный банк;
- Дворянский поземельный банк.
131. В каком году состоялось первое собрание Калужского земства?
132. В каком году при содействии Калужского земства был открыт Крестьянский поземельный банк?
133. В каком году была ликвидирована Калужская губерния?
134. Когда была образована Калужская область?
135. Когда в городе Калуге была установлена советская власть?
136. Когда началась оккупация города Калуги?
137. Когда Калуга была освобождена от оккупации?
138. Когда произошло освобождение территории современной Калужской области от оккупации?
139. Какую территорию (кв. км.)в настоящее время занимает Калужская область?
140. Сколько муниципальных районов входит в состав Калужской области в настоящее время?
141. В каком году был основан г. Обнинск?
142. Какой князь оборонял Свято-Пафнутьев Боровский монастырь в 1610 году?
- Оболенский;
- Трубецкой;
- Волконский.
143. Дом какого купца является известной достопримечательностью города Боровска?
- дом купца Чернова;
- дом купца Гончарова;
- дом купца Шокина.
144. В каком веке основан монастырь Оптина пустынь?
145. Что является святыней монастыря Оптина пустынь?
- Икона Богородицы «Всех скорбящих радости»;
- Мощи старцев;
- мироточивый Голгофский Крест.
Практические задания
- Проведение соискателем в аудитории части экскурсии по туристскому маршруту на тему «Исторический центр города/населенного пункта Калужской области (на выбор)» и рассказ о конкретном объекте показа на данном маршруте по выбору соискателя.
- Проведение соискателем в аудитории части экскурсии по туристскому маршруту на тему «Литературные места города/населенного пункта Калужской области (на выбор)» и рассказ о конкретном объекте показа на данном маршруте по выбору соискателя.
- Проведение соискателем в аудитории части экскурсии по туристскому маршруту на тему «По святым местам Калужской области (на выбор)» и рассказ о конкретном объекте показа на данном маршруте по выбору соискателя.
- Проведение соискателем в аудитории части экскурсии по туристскому маршруту на тему «Площади и парки Калужской области (на выбор)» и рассказ о конкретном объекте показа на данном маршруте по выбору соискателя.
- Проведение соискателем в аудитории части экскурсии по туристскому маршруту на тему «Памятные места Калужской области (на выбор)» и рассказ о конкретном объекте показа на данном маршруте по выбору соискателя.
- Проведение соискателем в аудитории части экскурсии по туристскому маршруту на тему «Знаменитые люди Калужской области (на выбор)» и рассказ о конкретном объекте показа на данном маршруте по выбору соискателя.
- Проведение соискателем в аудитории части экскурсии по туристскому маршруту на тему «Дворянские особняки Калужской области (на выбор)» и рассказ о конкретном объекте показа на данном маршруте по выбору соискателя.
- Проведение соискателем в аудитории части экскурсии по туристскому маршруту на тему «Архитектура Калужской области (на выбор)» и рассказ о конкретном объекте показа на данном маршруте по выбору соискателя.
- Проведение соискателем в аудитории части экскурсии по туристскому маршруту на тему «Развитие космонавтики и роль К.Э. Циолковского» и рассказ о конкретном объекте показа на данном маршруте по выбору соискателя.
- Проведение соискателем в аудитории части экскурсии по национальному туристскому маршруту «Императорский маршрут по Калужской области» и рассказ о конкретном объекте показа на данном маршруте по выбору соискателя (для соискателей, работающих на национальном туристском маршруте «Императорский маршрут по Калужской области»).