Социальный туризм
Туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей, называется: Социальный туризм
Определение социального туризма в таком виде появилось в указанном законе после внесения поправок в 2007 г.
В мировой практике социальный туризм представляет собой эффективный инструмент социальной политики. Основной целью развития данного вида туризма является предоставление широкому кругу лиц, в том числе с низким уровнем доходов, возможности пользоваться туристскими услугами. А.Ю. Александрова отмечает, что
«концепция социального туризма покоится на трех основополагающих принципах: обеспечение отдыха всех и каждого члена общества, субсидирование туризма малоимущих, а также активное участие центральных правительственных, муниципальных, общественных и коммерческих структур в его развитии».
Из определения социального туризма также не понятно, кто может быть социальным туристом, каковы условия и порядок реализации прав граждан в этой сфере.
Поскольку закон называет только финансовые источники рассматриваемого вида туризма, попытаемся конкретизировать эти положения.
Итак, закон устанавливает, что социальный туризм оплачивается за счет средств бюджета.
В соответствии со ст. 10 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:
- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
- бюджеты городских и сельских поселений.
Средства, заложенные в бюджеты различных уровней, расходуются на реализацию полномочий соответствующих государственных или муниципальных образований. В законодательных актах, определяющих компетенцию указанных образований, прямо об обеспечении финансирования социального туризма не говорится.
Социальный туризм связан с санаторно-курортным лечением (оздоровлением), предусмотренным законодательством о социальной защите граждан. Эта связь выражается в следующем. Одним из видов туризма является лечебно-оздоровительный, или медицинский, туризм. Данный вид туризма обусловлен потребностью лечения различных заболеваний. Он имеет несколько разновидностей, определяемых природными средствами воздействия на организм человека (климато-, грязе-, бальнеолечение и др.). Также отметим оздоровительную направленность такого вида туризма, под которой обычно понимают восстановление физических и духовных сил человека, поддержание его работоспособности с использованием природно-климатических туристских ресурсов. Кроме того, объекты санаторно-курортного лечения отнесены Законом об основах туристской деятельности к объектам туристской индустрии.
За счет средств бюджета финансируется санаторно-курортное лечение, предоставляемое в рамках государственной социальной помощи, а также в некоторых других случаях.
Так, ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусматривает, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены семей военнослужащих - граждан во время отпуска, но не более одного раза в год, обеспечиваются санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны РФ (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Указанные военнослужащие оплачивают 25%, а члены их семей - 50% стоимости путевки, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации определены иные условия оплаты. В Положении о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденном постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-Р, аналогичная льгота предусмотрена и в отношении сотрудников органов внутренних дел. Указанные нормы получили развитие в ведомственных нормативных актах: приказе МВД России от 25 июля 2002 г. № 701 «Об организации в системе МВД России оздоровительного туристского отдыха», приказе МВД России от 22 февраля 2007 г. № 188 «О некоторых вопросах организации и развития социального туризма в системе МВД России и ФМС России», а также приказе Минобороны России от 3 октября 2001 г. № 405 «Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации туристских поездок за границу».
Иные условия направления граждан на санаторно-курортное лечение за счет средств федерального бюджета предусмотрены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Категории граждан, имеющих право на санаторно-курортное лечение в составе набора социальных услуг, перечислены в ст. 6.1 указанного закона (это ветераны и участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, а также инвалиды).