Методика проведения экскурсий. Экскурсионный показ.
1. Классификация методических приёмов
Методика проведения экскурсий направлена на то, чтобы помочь экскурсантам легче усвоить содержание экскурсий.
Методические приёмы делятся на общие (применяемые на всех экскурсиях); частные (присущие одному виду экскурсий); единичные (используемые при наблюдении какого-либо одного уникального объекта; приёмы, используемые в определенное время года, дня). Такие приемы, как правило, являются «находкой» одного экскурсовода и не применяются всеми, кто проводит подобные экскурсии.
При использовании методических приёмов экскурсовод должен учитывать уровень подготовки группы.
Все методические приёмы могут быть по своему назначению подразделены следующим образом:
- приёмы, направленные на создание условий для эффективного проведения экскурсии (приёмы установления прочных контактов между экскурсоводом и экскурсантами; приёмы привлечения устойчивого внимания аудитории к наблюдаемому объекту; приёмы, возбуждающие у экскурсантов интерес к определенным вопросам);
- приёмы непосредственного ведения экскурсии (показ и рассказ).
2. Особенности экскурсионного показа
- Активность показа. Показ это не пассивное любование памятниками природы или культуры, а целенаправленное наблюдение (изучение, исследование) объектов. Это процесс, требующий активных действий экскурсовода и экскурсантов.
- Логическая последовательность показа. В экскурсии каждый последующий объект является ступенькой в раскрытии темы. Это обстоятельство определяет место данного объекта среди других объектов.
- Главенствующее значение показа. Без показа не может быть экскурсии. Показ первичен и в тех случаях, когда с его помощью иллюстрируется рассказ.
- Определяющая роль показа. На экскурсии в большинстве случаев показ предшествует рассказу. Но в ряде случаев показ и рассказ используются одновременно, а иногда рассказ предшествует показу.
- Сюжетность показа. Показ объекта в экскурсии обычно носит сюжетный характер. Для него характерна совокупность действий, показ хода исторического события, жизни и деятельности мастера культуры, государственного деятеля. В тематических экскурсиях сюжетная линия объединяет элементы показа и рассказа.
- Парадоксальность показа состоит в том, что экскурсант в ходе показа под руководством экскурсовода видит больше того, что он увидел бы при осмотре объекта самостоятельно. Данный парадокс представляет собой противоречие, которое состоит в том, что человек на основании образного рассказа экскурсовода «видит» объект или его части, в данный момент не находящиеся в его поле зрения.
Выделяют три уровня показа:
- предварительный обзор (ориентировку экскурсантов в пространстве);
- выделение объекта из совокупности других объектов;
- детальное наблюдение объекта.
3. Методы экскурсионного показа
Приём предварительного осмотра. Этот приём используется в тот момент, когда экскурсанты находятся на месте расположения памятника. Он представляет собой первую ступень наблюдения объекта.
Существуют два варианта использования приёма. Первый начинается со слов экскурсовода: «А это такой-то памятник, ознакомьтесь с ним». Тем самым он приглашает экскурсантов самим провести первоначальное наблюдение объекта, познакомиться с его внешним видом, увидеть какие-то детали. После этого экскурсовод направляет внимание группы на определение сущности объекта.
Второй вариант использования приёма предварительного осмотра состоит в том, что началом служит краткое вступительное слово экскурсовода, в котором он ориентирует группу на то, что именно следует увидеть в ходе наблюдения объекта, какие его качества и конкретные особенности рекомендуется выявить в ходе наблюдения.
Приём панорамного показа дает возможность экскурсантам наблюдать (например, с панорамной площадки Воробьевых гор в Москве) вид местности. Для панорамного показа могут быть использованы башни, колокольни, крепостные стены, мосты и другие высокие точки, откуда открывается панорама города, поля сражения, долины, реки. Для активизации восприятия экскурсантами широкой картины, открывающейся перед ними, необходимо в наблюдаемой панораме выявить композиционный центр и обратить на него внимание группы.
Другая особенность панорамного показа состоит в том, что в поле зрения экскурсантов попадает много объектов. Экскурсовод должен показать те объекты, которые раскрывают тему, перейдя от общего показа панорамы к частному.
Приём зрительной реконструкции (воссоздания). Сущность этого приёма заключается в том, что словесным путем восстанавливается первоначальный облик исторического здания. Делает это экскурсовод, опираясь на зрительные впечатления экскурсантов. Задача указанного приёма - дать экскурсантам возможность «зрительно» восстановить памятное место, здание, сооружение в их первоначальном виде, историческое событие, которое произошло на данном месте. Если здание превратилось в руины, произвести зрительную реконструкцию экскурсоводу помогают его уцелевшие части и детали. Если же постройка не сохранилась, на помощь приходят наглядные пособия «портфеля экскурсовода». Используются фотографии объекта, рисунка, чертежи, схемы, изобразительный материал.
Приём зрительного монтажа является одним из вариантов методического приёма реконструкции. Экскурсовод составляет нужный образ, суммируя внешний облик нескольких памятников, а также их отдельных частей. Составные части могут быть «заимствованы» из тех объектов, которые в данный момент служат предметом наблюдения экскурсантов. В зрительном монтаже могут быть использованы фотографии, чертежи, рисунки. Приём локализации событий, т. е. связь событий с конкретным местом. Этот приём дает возможность ограничить внимание участников экскурсии известными рамками, приковать их взгляды к данной конкретной территории, именно к тому месту, где произошло событие.
Приём абстрагирования представляет собой мысленный процесс выделения из целого каких-либо частей с целью последующего глубокого наблюдения. Приём абстрагирования построен на наблюдении:
а) одного из объектов с помощью мысленного отвлечения от других объектов, расположенных рядом, на той же площади или улице;
б) одной из частей здания (этажа, балкона, крыльца и др.) при отвлечении от других его частей, которые менее существенны или не нужны для рассмотрения данной темы.
Использованию этого приёма предшествует объяснение экскурсовода, какие части предмета, здания явятся предметом показа. Абстрагирование позволяет экскурсантам «не видеть» того, что не имеет отношения к данной экскурсии.
Приём зрительного сравнения. В экскурсионной методике используются различные виды сравнения: зрительное, словесное, сравнение зрительно воспринимаемого объекта с объектом, мысленно реконструируемым или показанным экскурсантам ранее. Данный приём построен на зрительном сопоставлении различных предметов или частей одного объекта с другим, находящимся перед глазами экскурсантов. При этом сравнивают друг с другом как схожие, так и разные по своему внешнему облику объекты.
Использование приёма зрительного сравнения дает возможность экскурсантам представить действительную величину объекта (например, высоту памятника, длину крепостных стен, ширину улицы), позволяет сократить количество цифр в рассказе, число используемых фактов и примеров, время затрачиваемое на объяснение.
Приём интеграции (соединение, восполнение) построен на объединении отдельных частей наблюдаемого объекта в единое целое. Действие этого приема связано с методом синтеза - соединения отдельных частей, деталей, обобщения разорванных фактов в единое целое. Например, приём интеграции может быть использован при показе архитектурного ансамбля. Сначала показывается каждое здание в отдельности, затем экскурсовод объединяет (интегрирует) зрительные впечатления, полученные экскурсантами при наблюдении отдельных объектов. На заключительном этапе показа группа наблюдает ансамбль как единство нескольких зданий. А экскурсовод формулирует выводы, характеризуя ансамбль в целом.
Приём зрительной аналогии построен на сравнении:
а) данного объекта с фотографией или рисунком другого аналогичного объекта;
б) наблюдаемого объекта с теми объектами, которые экскурсанты наблюдали ранее. Приём зрительной аналогии более сложен, чем приём зрительного сравнения, т.к. при зрительном сравнении сопоставляются два схожих между собой здания, сооружения, монумента, растения, памятных места, портрета, находящихся в данный момент перед экскурсантами.
Приём зрительной аналогии иногда называют приёмом ассоциации (ассоциации по сходству, по противоположности, по порядку времен, по единству места расположения объектов или действий).
Прием переключения внимания. После наблюдения объекта экскурсанты по предложению экскурсовода переносят свой взгляд на другой объект (например, перенос взгляда с дома, построенного в начале прошлого века, на нынешнее многоэтажное или переход от наблюдения панорамы города к наблюдению объектов природы). Наличие контраста обогащает новыми впечатлениями. Сравнение объектов позволяет лучше понять первоначально наблюдаемый объект.
Методический приём движения. Движение в экскурсии как методический приём представляет собой движение экскурсантов вблизи объекта с целью лучшего его наблюдения (например, осмотр крепостных стен, движение экскурсантов вдоль конвейера на заводе и др.). В ряде случаев движение группы используется для того, чтобы экскурсанты получили представление о крутизне склона горы, высоте башни (колокольни, минарета), глубине рва, расстоянии объекта и т. п. Кроме этого используют замедленное движение на автобусе вокруг комплекса объектов. Во время такого движения комплекс наблюдаемых объектов на глазах экскурсантов как бы вращается, выявляя всё новые объекты.
Наибольшую эффективность дает использование приёма движения в тех случаях, когда по замыслу авторов экскурсии её участники должны ощутить динамику конкретного события. Экскурсовод во время показа предлагает участникам самим проделать путь, которым следовали герои события. С этим приёмом, в частности, связан показ Брестской крепости или Малахова кургана в Волгограде, памятных мест, где действовали партизанские отряды в Белоруссии. Такое передвижение (обход) позволяет ощутить расстояние, размеры древнего города, ратного поля.
Показ мемориальной доски. При наличии на экскурсионном объекте мемориальной доски экскурсоводу следует начинать с анализа объекта и рассказа о событиях, с ним связанных. Только после этого внимание экскурсантов обращается на мемориальную доску, которая на данном объекте установлена. Если мемориальная доска хорошо видна экскурсантам, и они уже прочли надпись на ней, экскурсоводу не следует прочитывать её вслух.