Церковь Святого Иоанна Предтечи
Церковь Св. Иоанна Предтечи (г. Катав-Ивановск, ул. Тараканова, 8) - объект культурного наследия регионального значения (1824).
Основатели Катав-Ивановска промышленники Иван Твердышев и Иван Мясников поставили в поселке при железоделательном заводе первую деревянную церковь. Храм был освящен в честь Иоанна Предтечи — небесного покровителя двух Иванов. Вот и получилось, что имена основателей закрепились не только в названии города, но и в имени главной церкви Катав-Ивановска.
В 1824 году на месте деревянной церкви был построен большой каменный двухэтажный храм необычной для православных храмов архитектуры. Средства на постройку новой церкви выделила княгиня Анна Белосельская-Белозерская, ставшая владелицей Катав-Ивановского завода. Верхний (летний) храм был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, нижний — в честь Иоанна Предтечи. Поэтому храм стали называть Казанско-Предтеченским. Величественная церковь сразу стала украшением небольшого поселка.
Здание выполнено с характерными особенностями планировки и декоративной отделки храмовой архитектуры 1-й половины 19 в. Монументальный 4-столпный храм является архитектурной доминантой Катав-Ивановска. Величественный облик церкви с прекрасными пропорциями, несмотря на значительные отклонения от оригинала (снос 2 колоколен) и видоизменения при реставрации, приведшие к утрате исторической подлинности сооружения, отличается строгой гармонией. Проект принадлежал неизвестному петербургскому архитектору. Престол в нижнем, отапливаемом, этаже был освящен во имя Св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в верхнем, холодном, используемом в летнее время, — в честь Казанской иконы Божией Матери. Храму принадлежали также часовни на родниках и молитвенных дома в деревне Анновка, Бедярыш, Верх-Катавка, Карауловка, Лемеза.
В «Памятной книжке Уфимской губернии» за 1873 год в разделе о церквах Уфимского уезда сказано: «Церковь Святого Иоанна Предтечи в Катав – Ивановском заводе каменная, двухэтажная. В нижнем этаже престол во имя СВ. Иоанна Предтечи, а в верхнем – Казанской Богородицы.
В 1929 г. церковь закрыли, иконы и утварь были изъяты, масляные росписи забелены, в помещениях разместился рабочий клуб. В 1930-х гг. были утрачены верхние ярусы звона колоколен, придававшие облику церкви сходство с католическим костелом. Позднее в здании размещался кинотеатр и горный музей.
До начала 1960-х, когда здание было основательно перестроено, еще можно было увидеть их нижний ярус. В результате нескольких перестроек здание лишилось не только колоколен, но и многих других элементов. Сегодня западный фасад вновь имеет галерею, но уже высотой в один этаж, а не в два, как раньше. Несколько раз вносились изменения в проемы окон на западном фасаде. До начала 1960-х здание имело два дополнительных входа, устроенных на месте бывших оконных проемов первого этажа. А вот крайние окна второго этажа сейчас заложены. Исчезли и многие другие архитектурные детали здания.
В 1970-х в результате пожара значительно пострадала стропильная система кровли церкви. Устранение последствий пожара не проводилось.
В 1990 г. церковь возвращена верующим, проведены ремонтно-реставрационные работы внутри, частично восстановлены фасады. 17 апреля 1990 г. повторно освящен престол во имя Св. Иоанна Предтечи, 26 ноября 1995 г. — престол в честь Казанской иконы Божией Матери.
Храм с массивными стенами, снаружи усиленными пилястрами, имеет простую планировочную композицию: к помещению собственно храма, прямоугольного в плане со скругленными углами и полукруглой апсидой, примыкает притвор.Храм базиликальный, т.е. состоит из нечетного числа (трех) нефов, различающихся по высоте. Внутреннее пространство разделено на 3 продольных нефа под цилиндрическими сводами; средний неф шире боковых. Боковые объемы притвора ранее завершались колокольнями с небольшими куполами, увенчанными 2-ступенчатыми трибунами и шарами — основаниями для крестов. Притвор в настоящее время имеет 2-скатную крышу, завершенную треугольным фронтоном на всю длину. Впечатляют первоначальные размеры храма: ширина – 27,38 метра, высота – 38,6 метра (высота церкви до карниза – 13.80 м., высота колоколен от карниза – 24.80 м.).
Центральная часть притвора — входной 2-колонный портик — является открытым входом на оба этажа. В боковых частях — 2 каменные витые лестницы, идущие до 2-го этажа от благоустроенных подвальных помещений, соединённых подземными тоннелями с бывшими домами настоятеля и управляющего заводом. В помещение храма можно войти также через 2 высоких открытых крыльца с северной и южной сторон. Южный и северный фасады имеют одинаковые ложные портики, увенчанные треугольными фронтонами. Первоначально западный фасад имел открытый портик (галерею, опирающуюся на колонны), увенчанный треугольным фронтоном (завершением портика). Южный и северный фасады также имеют портики, но ложные. Они тоже завершаются треугольными фронтонами. Фасады решены в стилистике высокого классицизма. Не исключено, что они были выбраны по многочисленным специально разработанным образцовым проектам (1810). Необычная архитектура здания вызывает немало вопросов у исследователей. Имя автора проекта до сих пор остается загадкой. В облике катав-ивановского храма можно проследить сходство с католическим костелом. Польские ученые и архитекторы усмотрели в архитектуре храма параллели со зданием кафедрального собора в Люблине. Любопытно, что у этих двух храмов перекликаются и названия: польский храм освящен в честь Иоанна Крестителя и Евангелиста Иоанна. Есть версия, что автором проекта храма в Катав-Ивановске мог быть кто-то из польских архитекторов.
Письмо – запрос вместе с рисунком со старинной фотографии было послано в Варшаву. И оно заинтересовало польских ученых и архитекторов. В ответном письме доктор Ян Захватович, почетный председатель Комитета архитектуры и градостроительства польской академии наук, писал: «Мы получили ваше письмо и рисунок церкви в Катав – Ивановске. Вы совершенно правы, что этот проект напоминает польский костел, а не церковь. Есть даже даже очень близкая аналогия этому проекту – здание кафедрального собора в Люблине. Его архитектурная история довольно сложная: основной корпус построен в конце 16 – начале 17 века. В 18 веке достроены на фасаде две башенки – колокольни, а в 1821 году приставлен к фасаду классический портик с четырьмя колоннами. В целом получилась архитектура схожая с присланным рисунком. Автор переделки фасада в Люблине в 19 веке – архитектор Антонио Корацци… По его биографии нельзя судить, чтобы он мог быть автором проекта церкви в Катав – Ивановске. Возможно, что этот проект был создан архитектором, происходившим из Люблина. Может быть, сосланным на Урал.»
На фасадах притвора заложенные оконные проемы 1-го и 2-го этажей заменены широкими арочными нишами. Стены 1-го этажа отделаны «под руст». Окна 1-го этажа прямоугольные, на 2-м этаже —высокие арочные, расположенные симметрично на северном и южном фасадах. Крыша в центральной части боковых фасадов оформлена треугольным фронтоном с небольшим слуховым окном. Купола церкви крыты чистой жестью, кресты литые, колокола отлиты на Катавском заводе. Церковь является редким для России и единств. на Урале храмом с 2 колокольнями на западном фасаде. Храм не имел традиционного главного купола, по одному куполу имела каждая колокольня и одна маленькая главка возвышалась над абсидой. Абсида выполнена в виде ротонды и украшена круглыми колоннами. Две одинаковые колокольни симметрично располагались с двух сторон от западного портика. Единым ансамблем с храмом смотрелись каменные ворота, расположенные напротив входа в церковь. Купола церкви были крыты чистой жестью. Кресты литые. Шесть колоколов: один большой, другой поменьше и четыре маленьких. Обычно звонили три- четыре раза в неделю, на Пасху – всю неделю. Подвальный этаж храма был мало благоустроен. Он соединялся проходными подземными туннелями с домами настоятеля церкви и управляющего заводом. В подвале хранились плошки, украшения и другой инвентарь.
Оштукатуренное здание церкви всегда было выкрашено в белый цвет (отсюда обиходное название церкви — Белая). Пол раскрашивался масляной краской «под ковер», своды обильно украшались живописью. Росписи в интерьере и первоначальный иконостас утрачены; современный выполнен после 1990 г. По обе стороны главного фасада 2 каменных 1-этажных здания — церковно-приходская школа и сторожка. Территория ограждена железной кованой решеткой на каменном цоколе. В церковной ограде — могилы священнослужителей, потомственных почетётных горожан, высших заводских чинов, купцов.
В 1999 году Казанско-Богородицкая церковь в Катав-Ивановске признана объектом культурного наследия. Уникальный для Южного Урала храм с почти двухсотлетней историей нуждался в капитальном ремонте. Из-за нехватки средств реставрационные работы продвигались медленно.
Большой вклад в восстановление церкви внес настоятель храма протоиерей Александр (Симора).
В 2014 году во время ремонтных работ на потолке верхнего храма была обнаружена фреска дореволюционных времен. Точное время ее написания неизвестно, вполне возможно, что она является ровесницей храма. Фреска представляет собой икону Новозаветной Троицы: Отец, Сын и Святой дух в окружении ангелов. Икона, обнаруженная под слоем штукатурки, сохранилась почти полностью. Примечательно, что ценная находка пришлась на год 190-летнего юбилея храма.
На настоящий момент все работы по восстановлению закончены