Какие из видов документации является основой рассказа экскурсовода (гида)?
Вопрос:
Какие из видов документации является основой рассказа экскурсовода (гида)?
Ответ:
Контрольный текст экскурсии
Подробно:
Для утверждения рассказа требуется подготовить два основных вида текста (документации) – контрольный и индивидуальный.
Контрольный текст содержит хронологическое изложение материала, что создает удобства при подготовке новых вариантов одной и той же экскурсии, рассчитанных, например, на различные группы экскурсантов, а также при составлении индивидуальных текстов экскурсоводов. Таким образом, контрольный текст служит основой для всех индивидуальных, проводимых на данную тему. Контрольный текст не отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной последовательности с распределением излагаемого материала по остановкам.
Индивидуальный текст - представляет собой готовый для исполнения рассказ. Индивидуальный текст содержит полное и четкое изложение того, что следует рассказать на экскурсии. Материал размещается той же последовательности в которой показываются объекты, и имеет четкое деление на части. Каждая из них посвящена одной из подтем экскурсии.
Все части индивидуального текста строится по следующей схеме:
- характеристика объекта;
- общий материал, посвященный определенному периоду истории, в целом по городу, району, краю;
- локальный материал, характеризующий конкретные события, связанные с данным объектом или местом;
- обобщения и выводы по раскрываемой подтеме;
- логический переход к следующей подтеме.
Основное отличие индивидуального текста от контрольного состоит в том, что он отражает структуру экскурсии и строится в полном соответствии с маршрутом экскурсии. Индивидуальный и контрольный тексты совпадают по содержанию, в оценках исторических событий и фактов, в выводах, которые делаются по отдельным подтемам и по теме экскурсии в целом. Ведь, находясь у одного и того же зрительного объекта, экскурсоводы показывают и рассказывают одно и то же, но делают это по-разному. Поэтому идентичное содержание в разных индивидуальных текстах может передаваться разными оборотами речи, то есть иметь разное словесное наполнение, может излагаться с различной последовательностью одинакового материал в рассказе и, наконец, может подтверждаться разными фактами. Кроме этого, у экскурсоводов, ведущих экскурсию на одну и ту же тему, может быть разная степень эмоциональности и они могут, находясь у одного и того же объекта, использовать различные приемы показа и рассказа.
Таким образом, имея один контрольный текст в качестве эталона содержания, можно построить несколько индивидуальных текстов, в которых найдут отражение особенности речи экскурсовода и его манера ведения экскурсии.
Это только чтобы подготовить рассказ для экскурсии, а вот для утверждения всей экскурсии обязательна следующая документация:
- список литературы по теме (перечисляются все книги, брошюры, статьи, которые были использованы при разработке данной темы);
- карточки (паспорта) объектов, включенных в маршрут (содержат сведения, характеризующие экскурсионный объект: вид памятника, его названия, события, с которым он связан, место нахождения, краткое описание, авторы и время создания памятника, источники информации о нем).
- контрольный текст экскурсии (содержит подобранный и выверенный по источникам материал, раскрывающий тему; содержание текста раскрывает подтемы и основные вопросы, служит основой вступления, заключения, логических переходов);
- индивидуальный текст экскурсовода (содержит материал, изложенный конкретным экскурсоводом в соответствии с методической разработкой, структурой экскурсии, ее маршрутом; содержит характеристику объектов и событий);
- схема (карта) маршрута (показывается путь следования группы, обозначаются начало и конец маршрута, объекты показа, места для их наблюдения, остановки для выхода группы к объектам);
- «портфель экскурсовода» (содержит фотографии, схемы, чертежи, копии документов, образцы продукции предприятий и другие наглядные пособия);
- материалы по теме экскурсии (рефераты, справки, таблицы, цифровой материал, цитаты из литературных произведений и т.п.);
- методическая разработка экскурсии (содержит рекомендации по проведению экскурсии: называются методические приемы показа и рассказа, определяется последовательность демонстрации объектов, наглядных пособий, техника ведения экскурсии с учетом дифференцированного подхода к экскурсантам).